Андрей Маниченко "О перспективности раннего обучения"
О перспективности раннего обучения
Андрей Маниченко
Педагог, психолог, основатель компании “УМНИЦА”, автор развивающих методик.
Почему ребёнок должен начать обучение с 7 лет, когда «после трёх уже поздно»? нелепость ситуации в народном образовании очевидна: формальное обучение начинается тогда, когда заканчивается сенситивный период развития ребёнка.
Психология в школе как наука призвана обеспечить нормальное психическое развитие каждого школьника. Но на самом деле школьные психологи заняты лишь примирением учащихся с существующей системой. Почему же мы не можем приспособить саму систему к естественному миру ребёнка, к его естественному развитию, адаптировать не ученика к школьной системе, а систему к психологическим особенностям развития ребёнка?
В последнее время о раннем образовании появилось много работ, печатной и игровой продукции, адресованной в первую очередь озабоченным родителям. Модная индустрия детских игр и игрушек взяла на вооружение модное слово «развитие», и теперь все детские игрушки стали развивающими. Они развивают всё: от тонкой моторики руки до креативности.
Но по-настоящему стройными методическими системами раннего обучения, на наш взгляд, являются лишь две: Глена Домана и Н.А. Зайцева.
Система Г.Домана – «Как научить ребёнка читать», «Как обучить ребёнка математике», «Как дать ребёнку энциклопедические знания» - адресована, в первую очередь, родителям и подразумевает естественную модель: родитель – учитель своего ребёнка.
Учебно-методические пособия Н.А. Зайцева рассчитаны на обучение с двухлетнего возраста преимущественно в условиях детского сада.
Обучение по Зайцеву отличается, во-первых, игровой формой. Детям предоставлена великолепная игра, в которую они с большим увлечением играют. Во-вторых, методические пособия Зайцева и по чтению, и по математике, и по английскому языку, и по каллиграфии, и по грамматике русского языка отличаются великолепной структурированностью, простотой и лёгкостью подачи учебного материала.
Если о достоинствах и недостатках каких-либо определённых методических разработок можно ещё спорить, то бесспорность раннего обучения очевидна.
Против этого могут возражать лишь те, «кто имел несчастье родиться раньше и создать «свои» методики», либо определённая часть родителей, прошедшая горнило современной школы и взывающая против не только раннего, но и вообще обучения: «Не лишайте ребёнка детства!»
Но именно о радости раннего обучения пишут и Г.Доман, и Н.Зайцев. «Малыши хотят и могут учиться… Годовалого ребёнка научить читать легче, чем шестилетнего», - не устаёт повторять Г.Доман.
Школьная же система пронизана сплошными несоответствиями психологическим возможностям ребёнка:
1. несовпадение сенситивного периода развития (от 0 до 6 лет) с периодом обучения в школе (с 7 до 16 лет);
2. классно-урочная система, которую можно сравнить с продвижением группы учащихся, спутанных одной верёвкой и со связанными ногами;
3. «капельно-пипеточная» форма подачи знаний;
4. стрессогенная ситуация – 30% учебного времени уходит на проверку знаний;
5. вечный страх не найти единственный правильный ответ, который подразумевает учитель (для сравнения: у Ю.Б. Гатанова в «Курсе развития творческого мышления» - все ответы – правильные!);
6. Перевод учащихся с двойками и наслоение неусвоенных знаний, - поэтому неспособность воспринимать новое;
7. директивность и авторитарность все1 системы образования;
8. сдерживание развития способных учащихся;
9. порочность пятибалльной оценочной системы знаний;
10. красная паста учителя в тетрадях, жирные двойки и единицы (интересное наблюдение: неуспевающие ученики, тестируемые по цветовому тесту Люшера, никогда не выбирают красный цвет, в ряду предпочтений он занимает 7-8 место);
Этот список можно продолжать до бесконечности. Как следствие всего этого – стойкое отсутствие мотивации к обучению и сплошная безграмотность. Г.Доман: «Школьная система принижает ребёнка, создаёт условия не для успехов, а для поражения». Чтобы приблизить современную систему образования к психологическим возможностям ребёнка, её нужно коренным образом перестроить. Либо же, выражаясь словами Евгения Базарова, «сначала место расчистить», т.е. не реорганизовывать систему, а создавать её заново, возможно, параллельно с существующей.
В этом нас убеждает и наш небольшой опыт, и трудности, с которыми мы столкнулись на этом пути, и прекрасная перспектива – дать возможность детям стать талантливыми.
Лекторий для родителей по модели Г.Домана и организация занятий по методикам раннего развития – это, на наш взгляд, лишь начало пути. Главное – теперь не только педагоги и психологи, но и родители приходят к пониманию, что раннее обучение – единственная необходимая возможность естественного, т.е. высокоэффективного развития детей.
Менталитет нашего общества пришёл к осознанию безграничных возможностей ребёнка: маленькие дети хотят, могут и должны учиться, - и растёт число родителей, заинтересованных начать обучение своего малыша как можно раньше.
Материал предоставлен компанией "Умница"
http://umnitsa.ru/
Почему ребёнок должен начать обучение с 7 лет, когда «после трёх уже поздно»? нелепость.