Развитие речи малыша
Ни для кого не секрет, что первые годы жизни малыша — период интенсивного развития речи, накопления словарного запаса. А с появлением речи у ребенка тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств.
Надо иметь в виду, что речь — это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него умение прислушаться к звукам.
Если обращенная к ребенку речь эмоциональна, выразительна, то уже к 4—5 месяцам малыш будет по-разному реагировать на интонации: на приветливый тон радостно улыбаться, а сердитый голос может вызвать у него плач.
С 6—7 месяцев малыш уже может понимать некоторые слова и выражения. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо постоянно общаться с ребенком. Например, можно подносить его к предметам, находящимся в комнате, и называть их. Замечательно, если эти предметы будут еще и подписаны, чтобы название предмета связывалось у ребенка именно с самим предметом и с его написанием. Так мы не учим малыша понимать не только устную речь, но и письменную.
Для развития у ребенка понимания речи, старайтесь использовать любой повод для разговоров с ним. Одевая малыша, сопровождайте все свои действия словами: «Сейчас ты наденешь рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Хотя смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Если такие приемы повторяются несколько раз в течение дня, малыш постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение: «Сейчас наденем рубашку, дай ручку» — протягивает руку. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой. Чем чаще вы будете обращаться к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее он начнет понимать, о чем идет речь.
Формирование речи напрямую связано с развитием моторики. Об этом знали еще наши бабушки и дедушки и использовали это в русских народных потешках. Вы наверняка помните, как с вами играли в «Ладушки», «Козу рогатую», «Сороку-Белобоку»… Существует множество потешек. Играть в них вы можете начинать практически с рождения. Чем больше проводить таких развивающих игр, тем быстрее развиваются у малыша навыки моторики, а следовательно, и речи.
К концу года ребенок понимает уже довольно много слов: названия окружающих предметов, игрушек, имена близких взрослых и детей, названия действий, выполняет простые просьбы: найти указанное лицо или предмет, помахать ручкой, взять игрушку, дать, показать. Маленькому исследователю интересно абсолютно все, и ваша задача – поддерживать кроху в познании мира и рассказывать ему обо всем.
Как закрепить навыки чтения и увеличить словарный запас ребенка
Чтение представляет собой своего рода фундамент нашей жизни, необходимый для познания и понимания окружающего нас мира. И воспитание любви к чтению в детях одна из важнейших задач родителей. Если вам удастся это сделать, то вы гарантируйте успех ребенка и его способность учиться, развиваться и адаптироваться к постоянно меняющейся среде нашего обитания.
С формирования словарного запаса начинается обучение чтению. Однако дети начинают строить свой активный словарь гораздо раньше, чем они начинают учиться читать и продолжают строить его после того, как они справились с основами чтения. Словарный запас—это слова, которые малыш будет ежедневно использовать в своей жизни, чтобы затем общаться с друзьями и с вами, говорить, читать и писать. Мы легко можем помочь малышу пополнять свой словарный запас каждый день. Через совместное чтение.
1. Вспомните, чем занимались семьи до появления радио и телевидения! Запланируйте на каждый день такое занятие чтением, участие в котором могла бы принимать вся семья. Это может быть чтение газет, стихов, создание домашних постановок известных сказок, любимых стихов малыша. Это способ хорош тем, что к «домашним представлениям» можно привлекать даже самых маленьких.
2. Незаменимым помощником в развитии и закреплении навыков чтения станут специальные компьютерные программы. Просматривая красочные сказки на DVD или компьютере, слушая аудио-сказки, и при этом общаясь с ребенком, мы обогащаем его словарный запас, его речь становится более насыщенной. Если с детьми много разговаривают и занимаются развитием речи, то к четырем-пяти годам они уже хорошо понимают, что каждое слово всегда обозначает какой-то предмет, явление, качество или действие и при этом еще и звучит.
3. Воспитывайте интерес к чтению на собственном примере. Возьмите в руки книгу и начните читать. Если вы сделайте чтение частью вашей жизни, то ребенок обязательно последует вашему примеру. Вместе ходите в библиотеку, пусть чтение станет для вас способом отдыхать в свободное время.
4. Ищите возможность почитать там, где этого меньше всего ожидает ребенок. Попросите малыша помочь вам четко следовать инструкциям рецепта для приготовления его любимого печенья или попросите его прочитать вам стихи его любимой песни. Подходите к делу творчески. Ваша цель научить ребенка читать.
5. Полезно объяснять детям значения определенных слов перед чтением, потому что это помогает расширить словарный запас и понять о чем идет речь в тексте. Неоднократно обращая внимание детей на сложные слова, вы помогаете вашему ребёнку постичь смысл этих слов.
6. Если вы хотите помочь вашему ребёнку расширить словарный запас, не разговаривайте с ребёнком снисходительно. Разговаривайте с ним как с взрослым. Если малышу что-то станет непонятно, он обязательно спросит вас об этом и добавит новое слово к своему словарному запасу.
Если совместное чтение и общение с вами станет частью жизни вашего ребенка, его словарный запас будет увеличиваться с каждым днём.
По материалам сайта umnitsa.ru